пн-пт: 8:00 - 20:00
сб: 8:00 - 18:00
Анестезиологическое обеспечение
×
Услуги
Лабораторные анализы
×
Услуги
Автор:
Кондратюк Оксана Вячеславовна
Дата створення: 30.01.2025
Дата оновлення: 21.08.2025

Развитие ребенка в течение первого года жизни — это удивительный и очень быстрый процесс. В каждом месяце от рождения до года малыш осваивает новые навыки, физически и психологически растет.

Ребенку 1 месяц

В первый месяц жизни физическое развитие ребенка характеризуется адаптацией к новой среде и постепенным укреплением организма.

Ребёнок обычно рождается с весом 2,5–4 кг и ростом 48–53 см. В первый месяц вес может снижаться в течение нескольких дней после рождения (физическая потеря веса), но затем постепенно восстанавливается и возрастает примерно на 150–200 г в неделю.

Движения новорожденного рефлекторны и хаотичны (рефлекс хватания, сосательный рефлекс, рефлекс Моро). Голова ребенка еще не держится, поэтому его нужно поддерживать во время любого перемещения. У новорожденного наблюдается повышенный тонус мышц в руках и ногах (гипертонус), постепенно уменьшающийся с возрастом.

Малыш может фокусировать взгляд на объектах на расстоянии 20–30 см. Большинство видит черно-белые контрасты. Хорошо слышит звуки, реагирует на голос родителей и резкие звуки морганием или изменением выражения лица. Очень чувствителен к нежным прикосновениям.

Ребенок спит около 16–18 часов в сутки, просыпаясь для кормления каждые 2–3 часа. Новорожденный питается исключительно грудным молоком или адаптированной смесью. Объем кормления постепенно увеличивается.

Этот период закладывает основу для дальнейшего развития, поэтому важно создать ребенку комфорт, правильный уход и уделять внимание его потребностям.

Ребенку 2–3 месяца

В возрасте 2–3 месяцев развитие ребенка приобретает новые черты: он становится более активным, эмоциональным и развивает важные физические и социальные навыки.

Ребенок начинает поднимать голову, лежа на животе, удерживая ее несколько секунд. Движения становятся более координированными: ребенок может следить за объектом глазами и пытаться прикоснуться к нему ручками. Происходит постепенное уменьшение мышечного гипертонуса. Ребенок пытается толкать ножками, лежа на спине. Появляются первые попытки перекатываться с боку на спину.

Малыш лучше фокусирует взгляд и следит за движущимися объектами. Начинает распознавать лицо и реагировать на яркие цвета. Четко реагирует на голоса, поворачивая голову в сторону источника звука.

Ребенок сознательно улыбается в ответ на улыбку родителей или их голоса (так называемая социальная улыбка). Появляются первые вокализации: ребенок издает звуки типа «гу», «аа», «е». Малыш начинает «разговаривать» с родителями, особенно во время общения. Ребенок радостно машет ручками и ножками, когда видит знакомых людей.

Малыш спит около 14–16 часов в сутки, постепенно начинает формироваться деление на дневной и ночной сон. Периоды бодрствования увеличиваются до 1,5–2 часов. В возрасте 2–3 месяцев ребенок все еще получает исключительно грудное молоко или адаптированную смесь. Объем одного кормления растет, а частота постепенно уменьшается (обычно каждые 3–4 часа).

В настоящее время важно стимулировать развитие малыша:

  • Показывайте ребенку яркие игрушки, двигайте их в поле зрения малыша, чтобы он следил за ними.
  • Общайтесь с малышом, пойте песенки, используйте погремушки для привлечения внимания.
  • Выкладывайте ребенка на животик, чтобы он тренировал мышцы шеи и спины.

Этот период важен для установления эмоциональной связи с родителями и закладки основ для дальнейшего физического и психологического развития.

Ребенку 4 месяца

В 4 месяца развитие ребенка становится еще более заметным: он активно изучает мир, развивает свои физические, эмоциональные и социальные навыки. 

Ребенок уверенно удерживает голову, лежа на животе. Умеет переворачиваться со спины на бок. Начинает лучше координировать движения рук, пытается схватить игрушки и подносит их в рот. Ощутимо укрепляются мышцы шеи, спины и конечностей. Малыш хорошо фокусирует взгляд на движущихся объектах. Узнает знакомые лица и предметы даже на расстоянии. Реагирует на знакомые звуки и может повернуть голову в их сторону. Происходит увеличение веса на 600–800 г и рост на 2–3 см в месяц. Начинается активное развитие мышц рук и ног.

Ребенок часто улыбается в ответ и может громко смеяться, реагируя на игры или лица родителей. Начинает демонстрировать разные эмоции: радость, заинтересованность, а иногда и раздражение. Реагирует на настроение родителей, чувствует их заботу и тепло. Издает разные звуки, сочетая гласные и согласные, например: «гу», «ба», «ма». Имитирует интонацию речи взрослых.

Малыш спит около 14–15 часов в сутки. Ночной сон может занять 8–10 часов с перерывами в кормление. Дневные периоды сна сокращаются до 3–4 часов, распределенных в 2–3 раза. Периоды активности длятся 2–2,5 часа между снами. Основной пищей остается грудное молоко или адаптированная смесь. Малыш уже может интересоваться едой взрослых, но прикорм обычно вводят позже, в 5–6 месяцев.

Как стимулировать развитие:

  • Развитие моторики: Давайте ребенку безопасные игрушки, чтобы он мог их держать, трясти или грызть. Помогайте малышу немного сидеть с поддержкой, чтобы он укреплял спинные мышцы.
  • Стимуляция сенсорики: Используйте разные текстуры, чтобы ребенок мог их прикасаться. Играйте с музыкальными игрушками или пойте песни.
  • Социальные игры: Общайтесь с малышом, называя предметы или действия. Играйте в простые игры, например, «ку-ку».

В этом возрасте ребенок активно учится взаимодействовать с миром. Ему требуется постоянное внимание, эмоциональная поддержка и стимуляция развития. Не забывайте следить за его здоровьем и безопасностью и поощряйте новые навыки.

Ребенку 5–6 месяцев

В возрасте 5–6 месяцев ребенок продолжает стремительно развиваться, осваивая новые физические, эмоциональные и социальные навыки. Он становится более активным, любознательным и самостоятельным.

Ребёнок уверенно переворачивается со спины на живот и обратно. Начинает сидеть с поддержкой, а ближе к 6 месяцам — даже без нее на короткое время. Возникают первые попытки ползания: ребенок может отталкиваться ручками и ножками. Уверенно удерживает предметы в руках, перекладывает их из одной руки в другую, стучит ими.

Малыш способен хорошо фокусировать взгляд на объектах и быстро реагировать на их движение. Узнает лицо родителей даже издалека, активно реагирует на знакомые звуки, поворачивая голову в их сторону.

Происходит прибавка веса на 500–700 г и роста на 1,5–2,5 см в месяц. Зубы могут начать прорезаться (обычно нижние резцы).

Ребенок начинает имитировать выражения лица взрослых, например улыбку или удивление. Издает разнообразные звуки, в частности слоги типа «ба», «ма», «да». Различает знакомых и незнакомых людей, может проявлять осторожность или стеснительность. Проявляет интерес к своему отражению в зеркале. Внимательно наблюдает за действиями взрослых, пытаясь их повторить.

Продолжительность сна составляет около 14 часов в сутки. Ночной сон может длиться 10–11 часов, дневной сон обычно делится на 2–3 раза по 1–2 часа. Периоды активности длятся 2,5–3 часа.

Малыш все еще питается грудным молоком или адаптированной смесью. С 5–6 месяцев по рекомендации педиатра можно вводить первый прикорм (пюре из овощей, фруктов, каши без глютена). Новые продукты постепенно вводят, по одному, наблюдая за реакцией ребенка.

Игры и стимуляция развития:

  • Физические упражнения: помогайте малышу сидеть, поддерживая его спину. Выкладывайте на живот, чтобы стимулировать попытки ползания.
  • Развитие моторики: Давайте малышу разноцветные игрушки, которые можно держать, стучать по ним или грызть. Подвешивайте погремушки, чтобы ребенок мог до них дотягиваться.
  • Сенсорные игры: Используйте игрушки с разными текстурами и звуками. Читайте малыша книги с яркими картинками.
  • Социальные игры: Общайтесь с ребенком, рассказывая о своих действиях. Играйте в «ку-ку», повторяйте звуки, которые издает ребенок, чтобы стимулировать его речь.

В этом возрасте малыш активно развивает навыки коммуникации, изучает свое тело и окружающий мир. Важно гарантировать ребенку безопасную среду для экспериментов и стимулировать его интерес к новому через игры и взаимодействие. Регулярные осмотры у педиатра помогут убедиться, что развитие ребенка соответствует нормам его возраста.

Заказать звонок

Ребенку 7–8 месяцев

В 7–8 месяцев ребенок добивается значительных изменений в физическом, когнитивном и социальном развитии. Он становится более активным, больше взаимодействует с окружающей средой и демонстрирует новые навыки.

Ребенок уверенно сидит без поддержки, иногда пытается самостоятельно садиться. Активно ползает (некоторые дети еще начинают осваивать ползание). Может стоять, держась за опору, и пытается двигаться, перешагивая ножками. Уверенно увлекает предметы всеми пальчиками (пинцетный захват). В настоящее время происходит увеличение веса на 300–500 г и роста на 1–2 см в месяц. Прорезаются первые зубы (если это еще не произошло).

Хорошо распознает предметы и людей на расстоянии. Реагирует на имя, возвращается к источнику звука. Может слушать новые звуки или слова, которые повторяют взрослые.

Ребенок активно изучает окружающую среду, касаясь и пробуя предметы на вкус. Может искать скрытые предметы, если видел, как их прячут. Узнает знакомые слова, например «мама», «папа», и реагирует на них. Может демонстрировать первые попытки ассоциировать слова с объектами или действиями. Также ребенок повторяет движения и звуки взрослых, понимает простые жесты, например, махание рукой на «пока-пока».

Четко демонстрирует привязанность к родителям и может бояться незнакомых людей. Проявляет радость, восхищение или недовольство в зависимости от ситуации. Удовлетворенно реагирует на игру с другими, любит простые игры. Начинает демонстрировать чувство собственности, держа любимые игрушки.

Длительность сна составляет около 13–14 часов в сутки. Ребенок может спать ночью 10–11 часов и иметь 2 дневных сна по 1,5–2 часа. Периоды активности длятся 3–3,5 часа между снами. Грудное молоко или адаптированная смесь остаются главной пищей. В рацион добавляются каши, овощные и фруктовые пюре, а также мясо (индейка, курица). Начинается введение измельченных кусочков пищи, чтобы стимулировать навыки жевания. В это важно наблюдать за реакцией ребенка на новые продукты.

Игры и стимуляция развития:

  • Физическая активность: Поощряйте ползание, создавая безопасное пространство с интересными объектами. Помогайте вставать, держась за опору.
  • Развитие моторики: Давайте игрушки разной формы и текстуры, которые легко брать руками. Стимулируйте пинцетный захват, предлагая маленькие предметы (под наблюдением).
  • Когнитивные игры: Спрячь игрушку, чтобы ребенок мог ее найти. Покажите, как можно складывать предметы друг в друга или собирать в коробку.
  • Социальные игры: Используйте зеркало, чтобы ребенок наблюдал за своим отражением. Играйте в игры с жестами и песнями.

Ребенок становится все более активным и самостоятельным, требуя больше внимания для исследования мира. Важно создать безопасную среду, стимулировать развитие через игры, чтение и взаимодействие.

Ребенку 9 месяцев

В возрасте 9 месяцев ребенок становится еще более активным и любознательным. Он начинает проявлять свою индивидуальность, усовершенствует моторные навыки и коммуникацию, активно изучая окружающий мир. Набор веса — около 400–500 г в месяц. Рост увеличивается на 1–1,5 см. У многих детей прорезаются первые зубы (обычно 2–4 зуба).

Большинство детей уверенно ползают на коленях, а некоторые уже пытаются подниматься на ноги, держась за мебель. Малыш может стоять, держась за опору, и стараться делать первые шаги вдоль нее. Улучшается пинцетный захват: ребенок может поднимать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным). Активно взаимодействует с игрушками: стучит, бросает, катает, вкладывает один предмет в другой.

Малыш внимательно наблюдает за объектами, следит за их движением. Хорошо реагирует на знакомые голоса и звуки, узнает собственное имя. С легкостью различает интонации: веселая, кроткая или суровая речь вызывает ответную реакцию.

Ребёнок понимает, что предметы существуют даже тогда, когда их не видно (объектное постоянство). Может искать игрушку, спрятанную на его глазах. Начинает узнавать знакомые объекты и людей на фотографиях или рисунках.

Издает разнообразные звуки, начинает повторять слоги типа «ма-ма«, «ба-ба», «да-да». Понимает значение простых слов, например, «нет», «дай», «иди». Повторяет движения и действия взрослых, например, машет рукой в знак приветствия или прощания. Учится использовать простые предметы по назначению (ложка, расческа).

Ребенок демонстрирует сильную привязанность к родителям, может беспокоиться, если они уходят. Отвечает улыбкой на улыбку, смеется в ответ на шутки. Может выражать страх перед незнакомыми людьми или новыми ситуациями. Любит играть со взрослыми, особенно в простые игры. Проявляет интерес к другим детям, хотя взаимодействие еще в основном наблюдательно.

Продолжительность сна составляет около 13–14 часов в сутки. Ночной сон длится 10–11 часов, дневной распределяется на 2 раза по 1,5–2 часа. Периоды активности между снами составляют 3–4 часа. Грудное молоко или адаптированная смесь остаются основными компонентами рациона. Рацион расширяется овощами, фруктами, мясом, кашами, молочными продуктами (кефир, творог). Ребёнок начинает есть пищу, измельченную на мелкие кусочки, а не только пюре. Важно учить ребенка пить из чашки.

Игры и стимуляция развития:

  • Физическая активность: Поощряйте попытки ползания и вставания. Создайте безопасное пространство для исследования, размещая игрушки, которые ребенок может получить самостоятельно.
  • Развитие моторики: Предлагайте ребенку складывать игрушки в ведро или коробку. Давайте игрушки с движущимися деталями: пирамидки, кубики.
  • Когнитивные игры: Прячьте игрушки и предлагайте их искать. Играйте с ребенком перед зеркалом, показывая его отображение.
  • Социальные игры: Играйте в коммуникационные игры, например «дай-возьми». Пойте песенки, сопровождающиеся жестами.

В 9 месяцев ребенок активно учится новым навыкам и нуждается в вашем внимании и поддержке. Поощряйте его исследовать мир безопасно, продолжайте общаться, играть и читать ребенку, чтобы стимулировать его язык, воображение и эмоциональную связь.

Ребенку 10–11 месяцев

В 10 и 11 месяцев развитие ребенка достигает новых вершин. Малыш становится еще более активным, уверенным и интересующимся вокруг. Этот период насыщен дальнейшим усовершенствованием моторных, когнитивных и социальных навыков.

Физическое развитие:

  • 10 месяцев: Ребенок активно ползает и пытается подниматься, держась за мебель. Может передвигаться вдоль опоры (например, дивана), держась руками. Начинает уверенно садиться из любого положения. Улучшается маленькая моторика: ребенок может класть маленькие предметы в емкость и вытаскивать их обратно. С интересом играет в игры, где требуется сортировка или сборка. Ежемесячный привес — 300–400 г. Рост увеличивается на 1–1,5 см.
  • 11 месяцев: Большинство детей начинают делать первые шаги без поддержки. Если он еще не ходит, он активно готовится к этому: стоит без опоры несколько секунд. Любит играть на коленях, наклоняться и поднимать игрушки с пола. Ребенок умеет держать две игрушки одновременно, стуча ими друг о друга. Может поднимать мельчайшие предметы пальцами. Вес увеличивается до 9–10 кг (в зависимости от исходных данных). Рост — около 73–76 см.

Когнитивное развитие:

  • 10 месяцев: Ребенок начинает понимать простые слова и просьбы, например, «дай», «нет», «принеси». Внимательно слушает, когда с ним разговаривают. Начинает запоминать последовательность действий, например, как сложить пирамидку. Малыш понимает больше слов и выражений, может узнавать знакомые объекты под названием («где мячик?», «покажи собачку»). Активно использует жесты для общения (например, показывает пальцем чего хочет). Любимая игра — прятки или поиск предметов. Малыш издает больше звуков, активно лепечет слоги («ма-ма», «ба-ба», «та-та»). Учитесь имитировать интонацию взрослых.
  • 11 месяцев: Появляются первые осознанные слова (обычно 1–3 слова). Ребенок пытается повторять знакомые слова за взрослыми. Понимает связь между словами и действиями (например, если сказать дай мячик, выполняет просьбу).

Социальное и эмоциональное развитие:

  • 10 месяцев: Ребенок демонстрирует сильную привязанность к родителям, может плакать, если их нет рядом. Смеется и реагирует на шутки, активно играет в игры, например «ку-ку»
  • 11 месяцев: Проявляет инициативу в общении, пытается привлечь внимание взрослых. Начинает проявлять свою волю — может настаивать на желаемом (например, показывать, что хочет другую игрушку). С удовольствием повторяет за взрослыми простые действия, например машет «до свидания».

Продолжительность сна составляет около 12–14 часов в сутки. Дневной сон обычно распределяется на 2 периода по 1,5–2 часа. Периоды активности между снами составляют 3–4 часа: в это время ребенок активно играет, исследует пространство, коммуникцирует.

Прикорм становится более разнообразным: вводите мясо, рыбу, желток, овощи, каши. Ребёнок начинает есть небольшими кусочками, а не только пюре. Добавляйте продукты, которые малыш может жевать (мягкий хлеб, вареные овощи). Важно соблюдать баланс: мясо, рыба, молочные продукты, овощи и фрукты. Ребенок может начинать пользоваться ложкой, хотя еще нуждается в помощи.

Игры и занятия для развития:

  • Игрушки с движущимися элементами (пирамидки, кубики).
  • Игры на укрывательство и поиск предметов.
  • Пение и пляски повышают эмоциональную связь и развивают слух.
  • Поощряйте малыша ходить, поддерживая ручки.
  • Читайте ребенку простые книги с яркими рисунками.
  • Давайте задачи, требующие действий: сложить игрушки, найти предметы по описанию.

10–11 месяцев — это время подготовки к первым самостоятельным шагам и активному формированию речи. Малыш становится все более независимым, но все еще нуждается в вашей поддержке, внимании и поощрении. Помогайте ему познавать мир через игры, общение и объятия.

Ребенку 12 месяцев

К первому году жизни малыш достигает значительных этапов в физическом, когнитивном, речевом и эмоциональном развитии. В этом возрасте ребенок становится более независимым, активно исследует мир и устанавливает прочную связь с родителями и близкими. В среднем, за год рост увеличивается на 25 см, а вес — в три раза от рождения.

Большинство детей уже умеют делать первые самостоятельные шаги. Малыш уверенно стоит без опоры и может наклоняться, чтобы приподнять игрушку. Если еще не ходит, активно ползает и передвигается вдоль мебели. Ребенок способен держать ложку или чашку, хотя еще нуждается в помощи. Может складывать простые кубики или извлекать предметы из коробки.

Малыш начинает осознавать связь между действиями и их последствиями. Понимает значение многих слов и выполняет простые просьбы, например «дай мячик». Исследует предметы, используя их по назначению (например, расческу для волос). Умеет узнавать знакомые лица, даже если не видел их несколько дней. Способен концентрироваться на игре или задании в течение нескольких минут.

Ребенок может произносить 1–3 осознанных слова, например «мама», «папа», «дай». Начинает имитировать звуки животных или объектов (например, «гав», «би-би»). Понимает большее, чем может сказать, и реагирует на знакомые фразы. Использует жесты, чтобы показать, чего хочет (например, тянет руку, чтобы взяли на руки). Может махать «до свидания» или кивать головой в ответ на вопросы.

Ребенок чувствует сильную привязанность к родителям, может бояться незнакомцев или плакать, если его покидают. Начинает проявлять симпатию к другим детям или знакомым взрослым. Малыш может смеяться, если ему что-то кажется веселым, и показывать разочарование, если что-то не выходит. Начинает понимать, как его действия влияют на других (например, занимает родителей, когда они скучают).

Длительность сна — 12–14 часов в сутки. Дневной сон обычно сокращается до 1–2 раза по 1,5–2 часа. Малыш активно переходит на обычную пищу: овощи, каши, мясо, рыбу, молочные продукты. Важно соблюдать баланс в питании и избегать сладостей. Ребенок может есть из ложки с вашей помощью.

Игры и занятия для развития:

  • Игры для движения: Поощряйте ребенка ходить, поддерживая его за руки. Организуйте пространство для безопасного ползания и исследования.
  • Игрушки: Кубики, пирамидки, интерактивные книги, игрушки, издающие звуки или имеющие подвижные детали.
  • Развивающие занятия: Разговаривайте с ребенком, описывая действия и предметы вокруг. Пойте песенки и читайте книги с большими рисунками. Поощряйте повторять простые действия или слова.

Советы для родителей:

  • Поддержка самостоятельности: Позвольте ребенку самостоятельно исследовать мир в пределах безопасной среды.
  • Обучение через игру: Организуйте обучающие игры, стимулирующие моторные, когнитивные и языковые навыки.
  • Социальное взаимодействие: Вовлекайте малыша в игры с другими детьми, чтобы он привыкал к социальному взаимодействию.

12 месяцев — это время больших достижений и радости. Поддерживайте ребенка на его пути, создавая благоприятную среду для развития.

 

Автор: Кондратюк Оксана Вячеславовна – акушер-гинеколог.

Приходите
на консультацию
Запись на приём
0 800 504 205