(Стоимость звонков согласно тарифов Вашего оператора)
Пн.-Пт: 08:00 - 20:00; Сб: 08-00 - 18:00
Как нас найти?Появление группы методов вспомогательных репродуктивных технологий в 80-х гг. ХХ века дала шанс миллионам пар почувствовать радость долгожданной беременности, в том числе и в тех случаях, когда традиционная медицина оставалась бессильной. Стремление повысить эффективность лечебных программ ЭКО связывалось с необходимостью получения большего количества яйцеклеток хорошего качества при пункции яичников, что, конечно, приводило применения в той или иной степени агрессивных схем стимуляции суперовуляции.
Врачи гинекологи-репродуктологи столкнулись с новым в то время состоянию - синдромом гиперстимуляции яичников - осложнением программ ЭКО, что вносило в лечение значительный дискомфорт для пациентов и в некоторых случаях представляло угрозу их жизни.
Активное развитие методик эмбриологического этапа программы ЭКО позволил с высокой вероятностью эффективности гарантировать беременность пациенткам даже с 1-2 яйцеклетками. Внедрение методик криоконсервации ооцитов и эмбрионов, а также расширение знаний о синдроме гиперстимуляции яичников сегодня позволяют эффективно прогнозировать, лечить и предупреждать это угрожающее осложнения в современной клинике ЭКО.
Синдром гиперстимуляции яичников (СГЯ, СГСЯ, англ. OHSS, классификация МКБ-10: N98.1) - ятрогенное (искусственно созданное) осложнения медикаментозной стимуляции функции яичников (суперовуляции), которое заключается в чрезмерной неконтролируемой реакции яичников на стимуляцию, что имеет системное воздействие.
Согласно данным различных клиник, частота СГЯ составляет от 0,08 до 33% среди пациентов, прошедших цикл ЭКО. Частота тяжелого СГЯ - от 0,3 до 10%. К сожалению, регистрируются летальные случаи - 0,5% среди случаев тяжелого СГЯ, что в целом составляет 1,5 случаев на 100 тыс. Проведенных циклов ЭКО.
Выделяют раннюю и позднюю формы СГЯ. Ранний СГЯ развивается не позднее чем на 6-й день после трансвагинальной пункции, поздний - через 6-ть дней с момента пункции. Обычно поздний СГЯ связан с имплантацией беременности и является ответом на попадание в кровь ХГЧ товары плодовым яйцом, поэтому раньше принято было считать возникновение позднего СГЯ одной из косвенных признаков наступления беременности.
Сегодня в связи со значительным снижением количества случаев СГЯ вообще, большинство беременностей в результате программы ЭКО наступает без позднего СГЯ. По степени тяжести выделяют легкую, среднюю и тяжелую формы СГЯ.
Патогенетический механизм СГЯ сегодня до конца не изучен и является предметом обсуждения. Исследователи соглашаются, что пусковым механизмом СГЯ появление в крови хорионического гонадотропина (ХГЧ), а в некоторых случаях - предовуляторной повышение уровня ЛГ.
Считается, что влияние ХГЧ или ЛГ на гранулезного клетки фолликула стимулирует образование и выделение ими так называемого фактора Х, который в дальнейшем стимулирует ангиогенез в созданном желтом теле, приводит к повышению сосудистой проницаемости, физиологически должно способствовать функционированию желтого тела как активного эндокринного органа.
В результате стимуляции суперовуляции в цикле ЭКО образуется не одно, а множественные желтые тела, способствует значительному усилению механизмов ангиогенеза, а увеличение сосудистой проницаемости вместо локального приобретает системный характер.
Вследствие значительного увеличения количества сосудов в множественных желтых телах яичника, на фоне увеличения сосудистой проницаемости происходит массивный выход плазмы крови в 3-й пространство (сначала - в брюшную полость, в сложных случаях - в плевральную и перикардиальную полости), со всеми вытекающими последствиями.
Важным моментом, замыкает «порочный круг» в патогенезе СГЯ выход в третье пространство альбумина, входящего в состав плазмы, еще больше стимулирует проницаемость сосудов и перераспределение жидкости.
Серьезным последствием такого перераспределения жидкости является уменьшение объема циркулирующей крови, и ее существенное сгущения. Наблюдается начало ишемии органов с нарушением их функции, тромботические осложнения - в первую очередь страдает функция почек с развитием острой почечной недостаточности, в дальнейшем возможны такие осложнения, как ОНМК в соответствии с типом ишемического инсульта. Отсутствие адекватного лечения в такой ситуации угрожает здоровью и жизни пациентки.
Если патогенетический механизм сейчас не является предметом дискуссий, то биохимическая суть «Фактор Х» все еще является предметом обсуждения. Согласно данным многих авторов, при развитии клинически значимых форм СГЯ наблюдается повышение уровня цитокинов - Интерлейкины ИЛ1, ИЛ2, ИЛ6, ИЛ8, О-воспалительные цитокины, Фактор некроза опухолей (TNF-a).
Отдельно выделяют так называемый вазо- эндотелиальный фактор роста (VEGF), значительное повышение уровня которого, по данным многих авторов, коррелирует с тяжестью СГЯ, что позволяет предполагать о ключевой роли этого фактора в развитии СГЯ. Сейчас изучается рецепторный аппарат яичника как возможный этап развития СГЯ вследствие чрезмерной чувствительности рецепторов к гонадотропных гормонов.
К сожалению, сегодня пока не назван на 100% правильный прогностический фактор развития СГЯ. Этот синдром может как развиваться при 3-4 фолликулах, так и не развиваться при более чем 20 фолликулах. В литературе описаны единичные случаи возникновения тяжелых форм СГЯ на фоне самостоятельной овуляции одного фолликула.
Обращаясь к врачу, прежде всего пациентки жалуются на вздутие живота вследствие асцита. У трети пациенток в результате проведения полноценной стимуляции суперовуляции наблюдается легкий асцит, что дает возможность отнести их к группе легкой формы синдрома гиперстимуляции яичников, однако, если объем асцита не увеличивается, такое состояние не угрожает здоровью и жизни пациентки и требует лишь наблюдения в динамике
Гораздо реже возникает напряженный асцит, что сопровождается значительными болезненными ощущениями вследствие перерастяжения брюшной стенки, а также сдавливание яичников. При этом асцитическая жидкость давит на диафрагму, что сопровождается одышкой, и на почки - это может вызвать почечной недостаточности.
В связи с асцитом могут возникать тошнота, рвота, в отдельных случаях - диарея. Проводя дифференциальную диагностику, обязательно нужно определить, связаны ли все выявленные симптомы с недавним лечением бесплодия. О недавнем проведения стимуляции овуляции могут свидетельствовать следы инъекций на коже передней брюшной стенки.
Угрожающим клиническим симптомом у пациенток с СГЯ является уменьшение суточного объема мочи, что свидетельствует о прогресувальний сбой функции почек вследствие нарушения их перфузии через увеличение гемоконцентрация, а также уменьшение ОЦК. Дегидратация, вызванная потерей ОЦК, приводит к возникновению признаков нарушения перфузии органов, проявляется сухостью во рту, появлением «мушек» перед глазами, выраженной общей слабостью, повышением температуры тела до 38 ° C и более (возникновение гипертермии в сочетании с болями в области малого таза следует дифференцировать с перекрутом яичника, также возможно на фоне СГЯ).
В отдельных случаях названные признаки дегидратации могут возникать без проявления асцита, что свидетельствует о первичное нарушение водного баланса организма. Диагностирования указанных симптомов требует немедленной госпитализации и начала инфузионной терапии. В крайне тяжелых и запущенных случаях возможно возникновение клиники ОНМК, что требует лечения пациентки в специализированном отделении многопрофильной больницы, где она, помимо лечения под контролем анестезиолога и гинеколога, сможет получить консультацию невролога и других специалистов в случае необходимости.
Желательно, чтобы лечение пациенток с СГЯ проводилось врачами репродуктивной клиники, потому что они лучше знакомы с этим состоянием и могут определить оптимальный путь диагностики и лечения. Однако в связи с активным проведением программ в региональных пациентов, основной информацией о СГЯ должны владеть как врачи ЖК и гинекологических отделений, так и сами пациентки. Ведение пациентов с СГЯ можно определить следующими пунктами:
Активное наблюдение и информирование заключается, в первую очередь, в выявлении пациентов группы риска, информировании их о возможных проявлениях СГЯ и порядок действий при подозрении развития СГЯ. Установлена связь между врачом и пациенткой в большинстве случаев позволяет предотвратить возникновение тяжелых форм СГЯ путем своевременного начала лечения, если оно необходимо.
У пациенток группы риска с начала проведения контролируемой стимуляции яичников должен быть сформирован правильный режим питья, питания, а также охранный режим. Речь идет о контроле суточного объема принятой жидкости - он должен составлять не менее 2 л, смещение рациона питания в пользу пищи, содержащей белок (яйца, сыр, нежирное мясо). Нужно отказаться от половой жизни, тяжелой физической работы, поднятие тяжестей, занятий спортом, бега, прыжков и т. Д., Допустимые и полезные легкие прогулки на свежем воздухе. Самоконтроль СГЯ пациентки должен быть дополнен учетом суточного водного баланса.
Одним из самых безопасных методов диагностики СГЯ являются ультразвуковые мониторинги в динамике. Во время УЗИ фиксируются размеры яичников, количество свободной жидкости в брюшной и плевральной полостях. В случае необходимости возможно ежедневное проведение УЗИ